РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ И УСЛОВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЖИВОПИСИ В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Столярова Елена Георгиевна
Самарский государственный институт культуры, Академия строительства и архитектуры, Самарский государственный технический университет
Березин Андрей Евгеньевич, Жерноклёва Ольга Александровна
Академия строительства и архитектуры, Самарский государственный технический университет

Аннотация. Целью статьи является анализ, выявление общего и частного в организации композиционного пространства живописи с целью наиболее точного отображения художественного образа в изобразительном искусстве. Объектом исследования обозначено выявление общих и частных приёмов организации и построения реалистического и условного пространства в живописном произведении. Дан анализ основных видов пространства в композиции; предложено принципиальное деление на реалистическое и условное пространство в решении художественного образа изобразительного искусства; определено понятие художественного образа и выявлены основные средства передачи его выразительности в композиции. В статье рассматривается основные понятия, приемы и принципы организации пространства на картинной плоскости в изобразительном искусстве. Определено, что композиционные особенности организации трехмерного пространства обусловлены использованием линейной, обратной, перцептивной, сферической и световоздушной перспективами построении, как её отдельных элементов, так и всей структуры композиции художественного произведения. Проанализирована роль пространства в создание художественного образа в рамках реалистической и условной живописи. В процессе анализа и сравнения организации пространства реалистического и условного изображения художественного образа авторы статьи пришли к выводу, что принципы и приемы работы над композицией реалистической и условной имеют общее и частное. К общим приёмам создания композиционного пространства относятся основные законы композиции, такие как организация центра, равновесия, ритма, движения, статики, нюанса и тождества, а также стето-воздушная перспектива. Отличием обозначено использование законов различных видов перспективы (для реалистического решения художественного образа и пространства композиции используется линейная, перцептивная перспективы; для условного решения композиции применяют обратную, сферическую перспективы и аксонометрические способы построения формы в пространстве). Различаются способы работы с цветом и формой. Результаты работы можно использовать в учебном и творческом процессах создания произведений изобразительного искусства, в учебно-методической работе, искусствоведческих исследованиях. Предложенная систематизация пространственного решения образа позволяют рассматривать возможности реалистической и условной живописи с целью наиболее полного отражения идеи автора художественного произведении.

Ключевые слова: изобразительное искусство, художественный образ, эстетика, перспективное построение, плоскость, пространство, композиция.

Volume 7, Issue 1(27) p. 11-16 PDF

DOI: 10.52013/2712-9683-27-1-3